История сельского поселения Кашкинский сельсовет муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан

  

Сельское поселение Кашкинский сельсовет было создано в 1930 году. В состав Сельского поселения входят 5 деревень: Кашкино, Амирово, Бильгиш, Гумбино, Новый Суюш.   

Северо-восточнее от районного центра расположено древнее, удивительно красивое село Кашкино (ѓашќа). К сожалению, первопоселенцев назвать конкретно нет возможности. Считается, что в начале 17 века со стороны Белебея начали приезжать башкиры и располагаться вдоль реки Тюй, Танып, Сарс. По некоторым архивным данным и  со слов старожилов, 1640 год считается  годом рождения  деревни.

 Деревню окружают горы: Арќатау, Нњгљртау, ѓаршы тау. Там растут смешанные леса.В этих лесах обитают разные животные,в том числе и медведь. Вдоль деревни протекает полноводная река  “Тюй”,богатая рыбами и ценно-меховыми ондатрами.  Многие годы леспромхозы сплавляли весной лес, заготовленный всю зиму.

Название Кашка встречается в этих местах очень часто. Жителя соседней деревни Байгишево (ныне Амирово) звали Кашкой Каримгуловым (1814г). Также здесь жил Рахматгул Кашкин (1791г). Еще в 1752 г. по одному судебному делу свидетелем проходил житель деревни Кашкино  Балыкчинской волости Абдрахман Кашкин. (ЦГИАРБ Фонд 108. Л.29.). Он был сыном или внуком первопоселенца.

Слово Кашка можно встретить в словосочетаниях ѓашќа тљкљ (кашка баран), ѓашќа ат (кашка лошадь). Так называли в народе барана и лошадь, если у них на лбу были белые пятна.

 В  некоторых работах Мухаматшы Бурангола и Анвара Асфандиярова слово кашка приобретает смысл«батыр» (силач). По работам профессора Ямиля Гиниятовича Киекбаева это слово можно понять как (таза) – чисто. Отсюда следует, что Кашка применяется как бы  отличившимися от других своей смелостью, силой людей, окраской животных.

В имени человека слово кашка означает смысл силача (батыра).

Деревни Халил, Багазы, Гумбино,Новый Суюш, Байгуш (Амирово), Урмияз, Ново и Старо Кочкильдино, Уршады, Старо Сарс, Ташлыкул относились к одной юрте с Кашкино. Башкиры этой деревни владели 18 тысяч 998-ю десятинами земли. На этих землях есть поля, названные именем отдельных людей, так например Шангарейсыза, ХайсартЈбљ, КалитЈбљ и т.д. Следует понять так, что эти поля данными людьми использовались на летние выгоны скота.

Ниже по реке Тюй есть гора под названием Ыйыќташ. Горы под таким названием больше нигде не встречаются. Название этой горы на старотурецком  языке означает Святая гора. В народе эту гору называют домом Хана, ибо внутри находятся несколько просторных отделений и залов.

 Недалеко от деревни есть так называемое место Џлеклљр жире – место мертвых, где в древности в результате войны за землю между башкирами и татарами погибли люди.

 В конце XVIII века материалы ревизии, а также в судебном деле, рассмотренном за 5 лет до проведения ревизии, деревня эта была известна под названием Сирюбаево. Считается, что первое название по происхождению было более ранним.

Кашкинцы активно участвовали в общественной жизни Балыкчинской волости. В 1805 году они приняли участие в отдаче в аренду волостной земли крестьянам села Тастуба за 100 рублей (ЦГИАРБ Фонд 1, оп. 1, дело 305).  Среди них из кашкинцев были Амраф Умергузин (тамга), Абубакир Гумеров , Айбадулла Абдулсалямов , Мусал  и Кайсар  Нагаровы, Биктуган Смаилов.

 В 1795 году в деревне было 12 хозяйств, в которых жили 55 мужчин и 60 женщин,  в 1812 году 22 хозяйства, 83 мужчины и 73 женщины.

Сын вышеупомянутого Ашрафа, 46-летний Абдулвахит Ашрафов к 1834 году успел побывать на военной службе в 1814 г в Тобольской губернии, в 1820 г в Красногорской крепости, в 1825 и 1829 гг. в Губернинской крепости. В 1819 – 1930 гг Кашкино – центр Балыкчинской волости Бирского кантона.

В 1816 году в деревне было 23 двора, в которых проживали 156 жителей. В 1843 году на двести двадцать одного башкира сеяли 216 пудов озимого и 360 пудов ярового хлеба. По данным ЦГИАРБ Фонд 2, дело 1755 в 1816 году в деревне была «новая соборная мечеть». И как раз в этом году жил в деревне 1792 года рождения указной мулла Сиразетдин Абдулкаримов. (ЦГИА Фонд 138 опись 2, дело 557, стр. 504). В конце XIX века действовала «башкирская школа» (1895г). Имам-Хатипом служил в мечети Тазетдин Асфандияров, а в медресе работал Гата Сахиянов, учил детей основам ислама.

В деревню приезжали и основывались из соседних и дальних деревень и поэтому образовывались  несколько разных родословий. Так люди из родов колсакай, тњлкњ, тычќан, атналы, тњркей, ќалмаќ живут совместно в дружбе и согласии. Появились их знаки, например, такие: IV, H,

В 1917 году до октябрьской революции проводился сельскохозяйственный учет, где было учтено поголовье скота. К этому времени в деревне было 195 хозяйств, в которых содержались 352 лошади, 347 крупного рогатого скота, 277 овец, 95 коз, владели 2152,95 гектарами земли. Причем 17 хозяйств были безземельными, хотя имели немного скота, из них 10 хозяйств не имели и скота. А самым богатым считался Нурисламов Фаузетдин, в собственности которого было 7 коров, 4 лошади, 20 овец и 54,17 га земли.

Деревню не обошла и гражданская война. В  январе 1919 года отряд Колчака ворвался в деревню. По указанию сверху из добровольцев создается полк из мусульман. Жители деревни Мухаметьян Юсупов, Авхади Шарафутдинов, Нигаматьян Хайруллин, Мухаметхан Сафин записываются в этот полк. Из них А. Шарафутдинов по неизвестным причинам  оказался в Китае, обратно вернулся один только А. Хайруллин. Летом этого же года красные изгнали из деревни оккупантов. С большими потерями пережили и голодный 1921 год. Помогла выжить природа, съедобные травы, даже кора деревьев стала съедобной. Начались беспорядки, грабежи. В связи с этим для поддержания порядка создали отряд в составе Хисаметдина, Гайбадуллы и Фаузи. Сельскому совету возлагались высокие полномочия. Председателями сельского совета работали Мофтахетдин Хисаметдинов, Зайнетдин Багоутдинов, Хисай Насыров, Хажиакбар Фатхинуров, Сафия Исламетдинова. К сожалению, и среди них находились пособники бандитам. Отряд в составе Шакира Сабитова, Зии Ахмадишина Галиахмата Юсупова, Зайнагетдина Гильмутдинова ловят бандитов.

В 1929 году начинается коллективизация. После всех тех трудностей, присущих этому времени, к 1937 году колхоз получает относительно хороший урожай зерновых, колхозники стали получать натуроплатой зерно красным обозом. В эти годы колхозница Сафия Хабибуллина была делегатом Всесоюзного съезда колхозников.  Постепенно лошадей заменяет механизация сельскохозяйственного назначения. Председателем колхоза работали Янгиров Фагаман, Гаттаров Нигаматьян, Нурмиев Абдулла. А в 1951 году по рекомендации райкома партии председателем колхоза был избран работающий до этого инструктором райкома КПСС Марданов Тагир Хасанович. За годы его работы колхоз немного окреп, были построены новые объекты, такие как кирпичный завод, пилорама, скотопомещения, постоянный мост через реку, электростанция на основе существующей мельницы в деревне Амирово. Пилораму привезли на семи подводах из города Уфы под руководством колхозника Гайдуллина Галиаскара Г.

 Название колхоза было изменено из «Красноармейца» в колхоз имени Молотова. В апреле 1957 года, объединив колхозы, обслуживаемые Урмиязовским МТС, был организован Урмиязовский совхоз мясомолочного направления.  Председатель колхоза имени Молотова Марданов Т.К. назначается управляющим Кашкинского отделения совхоза, а бухгалтером этого отделения назначен был Галиахметов А.Г., до этого работавший председателем сельского потребительского общества. Первым директором был назначен Понамарев. В 1965 году  данный совхоз был реорганизован на несколько совхозов, у нас был организован «Тюйский» совхоз с центром в с. Кашкино. Директорами работали Халфин Г.Х., Усманов А.У., Хакимов Ф.Х., Билалов К.Б., Газизов Ф.Г., Латыпов В.М., Ахметов Ф.Х., Шангараев М.С., Ахмадишин Д.З.. долгое время секретарем парткома совхоза работал Ахмадишин  А.З.

В настоящее время функционируют три крестьянские фермерские хозяйства, возглавляемые Р.Ф.Самигуллиным, Н.С.Шангараевым и С.Хайресламовым. Они обеспечивают рабочими местами односельчан. Выращивают зерно и имеют дойных коров, молодняк. Самигуллин Р.Ф. имеет звание «Заслуженный работник сельского хозяйства».

Крупным индивидуальным предпринимателем является Каримов Марат Габдрахманович.  Он занимается   деревообработкой и заняты у него постоянной работой около 40 человек.

В деревне есть участник подъема целинных земель Исмагилов Фаганави Исмагилович, награжденный орденом «Трудового Красного Знамени».

Проклятая Вторая мировая война не обошла стороной и кашкинцев. Более полутора сотен мужчин ушли на фронт, а вернулись менее половины. Пятеро односельчан воевали в составе Башкирской кавалерийской дивизии. Это  Галиахметов Ахматзия, Галимов Имам, Азмагулов Хамат, Шарафутдинов Вагиз. Шакиров Сабирьян Шакирьянович служил адъютантом командира дивизии Белова Г.А. Колхозники нашей деревни на фронт отправили 48 голов лошадей, 32 телеги, около 300 тысяч рублей денег для постройки танковой колонны и авиа-эскадрильи.

В одном из боев пулеметчик Галимов Имам истребил семьдесят фашистских гадов. Об этом напечатана статья в газете «В бой кавалеристы» №112 от 9 августа 1942 года. Галимов Имам был удостоен ордена «Красное Знамя». Но к сожалению, орден был прислан в деревню после его смерти и был вручен его сыну Баяну Галимову. Военный историк, полковник Илья Михайлович Белкин пишет о нашем односельчанине Вагизе Шарафутдинове следующее: «12 февраля 1944 года в бою за город Дубно В.Шарафутдинов направляется в тыл врага для диверсии. Он уничтожает гранатой немецкий танк с офицером и семью солдатами, еще троих расстрелял из автомата, разрывает линии связи, а сам возвращается невредимым. В бою за г.Дубно участвует в рукопашном бою и тоже истребляет нескольких гитлеровцев.  

Командованием восьмой кавалерийской дивизии шестого кавалерийского корпуса рядовой В.Шарафутдинов был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Но по неизвестным причинам присвоено не было. 

Вернувшиеся воины активно участвовали в восстановлении экономики колхоза, совхоза на разных должностях. Еще один из участников войны Абубакиров Гумар, который в пятидесятые годы первым пригнал в колхоз имени Молотова первую автомашину, на фронте тоже был шофером и на фотографии вы его видите рядом с трофеем -  немецким автомобилем.

Гаттаров Нигаматьян Шайхаттарович неоднократно был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего.

Пятеро родных братьев Казихановы: Фахрислам, Хайрислам, Фатхлислам, Шайхлислам, Зарифхан и шестой Казыханов, сын  Зарифхана Магасум, приняли участие в войне против фашизма, трое из них погибли на фронте. Также воевали на фронтах Второй мировой войны четверо Галиахметовых.

В годы войны 10-12 летние мальчики и девочки стали трудиться с взрослыми в колхозе: помогали убирать урожай, пасти скот.  «Все для фронта, все для победы» были не просто словами, а девизом работать от зари до зари. Стали трактористками молодые девушки: Шакирова Райса, Миниямал Ахматгалиева. Жена Яхьи Зекриева Гульсум стала работать на тракторе, на котором работал муж, ушедший на войну. Несмотря на  непогоду, на своих плечах пешком  приносили семенное зерно из ст. Щучье-Озеро. Те «дети войны» стали тружениками тыла. Из 69 тружеников тыла  на все село осталось 17 человек.

В деревне еще в 1918 году открывается школа, но она работала до 1923 года с перерывами, а с 1923 года работает постоянно, но в арендованных у частников избах. В 1929 году построено первое двухклассное здание. Первым учителем считается Нурзата Закиров. В 1921 году работают учителями Сахиянов Гата, Сабитов Шакир. Лишь в 1934 году открывается семилетняя школа и первым директором назначается Аглямов Шаукат Аглямович. В 1964 году школа становится общеобразовательной средней. 1985 году было построено типовое здание на 320 ученических мест. За Аглямовым работали директорами школы Кашапов Хатям, Хазиева Райса, Галяутдинов Барый, Ахмадишин Зия, Гилемханов Мударис, Галимзянова Таслимя, Файзрахманов Амирьян, Галиакберов Азгат, Хайруллин Наиль, Галиакберов Ришат. В 2008 году школа удостоена президентского гранта в            1 000 000 рублей.

Среди выпускников школы много работников, специалистов, руководителей с/хозяйства, кандидат технических наук Рахимов Зиннур, есть и династия летчиков, артистов театра, певцов, танцоров. Нурмухаметова Рауфа Ш. является композитором- самородком, пишет  стихи и музыку к ним.

Много учителей, работающих в школах республики, местная школа укомплектована выпускниками этой же школы. Глава районной администрации Усманов Ф.Ф. является выпускником данной школы. Руководителями, специалистами районных организаций работают тоже выпускники местной школы. Выпускник школы 1966 года Зайнетдинов Гусман стал известным писателем. Издает свои труды под псевдонимом Гусман Садљ. Живет в Республике Татарстан и работает начальником отдела газеты «Шљўри Казан». Ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры Татарстана».

Среди первых выпускников, из 26 человек, одна выпускница Имаева Таглима Васбиевна была удостоена серебряной медали. А сейчас число медалистов достигла 37 человек. 

В 1961 году в деревне открывается детский сад. Первой заведующей была учительница Гайдуллина Маулиха. Сад и ныне продолжает успешную работу по воспитанию дошкольников.

В селе в начале 1970 годов была построена подстанция по распределению электроэнергии Кармановской электростанции организациям, учреждениям и населению. В 2000 году был проложен газопровод и часть населения с удовольствием пользуется этим топливом.

Еще в 1937 году на территории деревни организован Аскинский лесхоз, центральная контора которого была здесь до 1940 года. Первым директором лесхоза был Яцук Г.И. Здесь открывается лесничество, которое функционирует и ныне. За лесничеством закреплены леса площадью 25860 га. С 1970 года лесничеством организован питомник лесных культур в 12 га. На его базе организовано и школьное лесничество.

На селе работает участковая больница, одна на весь район после центральной районной больницы. Руководит коллективом больницы Каримова Раушания Ахмадиевна. А начинала работу лечебная амбулатория в 1944 году, заведующей которой была Нюра Талипова. Вскоре работу приняла Шарафлисламова Загира, работавшая до этого в госпитале, размещенной в санатории «Зеленая роща» в городе Уфе. Проработала она 34 года, была и акушером, и терапевтом, окулистом и стоматологом.

Сельский дом культуры, включающий в себя и библиотеку, берет начало своей работы с 1933 года. Имеет типовое здание, построенное в 1980 году. Домом культуры руководит Абубакирова Фарида, библиотекарь – Сабирова Гульфия, имеющая соответствующее высшее образование. Раньше сельский клуб и библиотека размещались в приспособленных под клуб мечети и частных домах. Библиотека имеет более 15000 книжного фонда, из них более 3000 экземпляров на башкирском языке. Читателями библиотеки являются около 1200 человек. В библиотеке проводятся читательские конференции, шахматные, шашечные турниры, тематические вечера. Директором дома культуры около 20 лет работала инициативная, умеющая сплотить коллектив художественной самодеятельности, Агзамова Рафиса Вагизьяновна. Традиция деятельности дома культуры продолжается и ныне.

В годы политических репрессий десять жителей села Кашкино подвергаются аресту и заключаются в тюрьмы. Вот эти люди:

 Галимов Хази 1870 года рождения – на 10 лет;

Кансаретдинов Фахретдин 1881 г.р. – на 5 лет;

Каримов Мухаметхан 1870 г.р. – на 3 года;

Нургалиев Нурмухамат 1897 г.р. – на 3 года;

Сафиуллин Салимгарай 1880 г.р. – на 5 лет;

Сахиянов Гата 1895 г.р.  – на 5 лет;

Тазетдинов Шарафлислам;

Талипов Аглам 1902 г.р. – на 3 года;

Фархетдинов Гибадулла 1877 г.р. на 10 лет;

Шакиров Ямал.

В 1989 году все они реабилитированы.

В 1930-х годах организуется сельское потребительское общество. Жители деревень Кашкино, Амирово, Бильгиш, Суюш, Гумбино, Муллакаево, Чураш, Камашады становятся пайщиками Кашкинского сельпо. Председателями общества работали Магафур Ахмеров, Исмагил Бахтияров, Агзам Гайдуллин, Шарафутдин Фаузиев, Ахматзия Галиахметов.

В 1935 году в частном доме начинает работать маленькая пекарня. Сельское потребительское общество в 1957 году преобразовывается в рабочий кооператив, центральная контора была в деревне Урмиязы. В настоящее время с 2004 года частный предприниматель  Гайдуллин Халил обеспечивает население хлебобулочными изделиями.

В 1935 году, по решению комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов, мечети закрываются. В постановлении излагается, что мечеть закрывается по ходатайству абсолютного большинства граждан деревни. В настоящее время в деревне функционирует мечеть с 1996 года. У истоков восстановления ислама стоит династия Гайдуллиных:  Агзам Гайдуллиновича  – участника Великой Отечественной войны и ныне работающего имам-хатибом Галиаскара Гайдуллиновича.

(использованы материалы Галиакберова А.З.)